УЧЕНИК ПРИВРАТНИКА Методы, помогающие молиться сосредоточенно СЕРЕБРИСТОЕ КРЫЛО МЕЛЬКНУВШЕЙ ПТИЦЫ Теория и опыт духовной практики
|
АРЬЕ БРОДКИНAryeh Brodkin УЧЕНИК ПРИВРАТНИКА
|
Сфирот | Цвет, высшим корнем которого является данная из сфирот. | Некоторые из основных идей, связанных с данной из сфирот. |
Кетер |
Ослепляющий невидимый белый, цвет сокрытый. | Венец, высшее желание, намерение, скромность. |
Хохма | Цвет, включающий все цвета, черный, тхэлэт, прозрачный. | Мудрость. |
Бина | Желтый и зеленый - картэ. | Понимание, постижение. |
Хесед | Белый и серебряный. | Безграничная любовь, доброта, излияние вовне. |
Гвура | Красный и золотой, тхэлет, черный. | Стремление к бесконечному ограничению, сила, строгость и суд |
Тиферет | Желтый и пурпурный, белый, зеленый - морейки, йерарак, прозрачный. |
Гармония, великолепие, красота. |
Нецах | Светло - розовый. | Победоностность, победа, вечность. |
Ход | Темно - розовый. | Терпение, великолепие, сияние. |
Йесод | Оранжевый, смесь светло - и темно розового. | Основание, передача влияния. |
Малхут | Состоит из всех цветов, синий - тхелет, черный - шхархор, белый - сияющий и излучающий. | Получение, конечный результат, царствование, царство. |
В таблице представлены цвета, взятые, в основном, из книги Р. Моше Кордоверо «Пардес Римоним», гл. 10.
Сфирот и связанные с ними основные Имена Б-га.
таблица в книге на странице 37.
Говоря о сфирот, можно говорить об их правой, левой и средней линии. Далее, хотя это в чем- то искусственно, выделяя один из многих смыслов понятия сфирот, можно сказать, что с правой линией связана идея распространения, расширения; с левой - ограничения и сжатия; а со средней - идея гармонии, уравновешивания. Вообще говоря, сфирот ХЕСЕД, ГВУРА, ТИФЕРЕТ, НЕЦАХ, ХОД и ЙЕСОД представляют из себя сфиру ТИФЕРЕТ, где ХЕСЕД, ГВУРА, НЕЦАХ, ХОД и ЙЕСОД можно уподобить как бы граням, различным аспектам сфиры ТИФЕРЕТ. С ТИФЕРЕТ, представляющей из себя среднюю линию, связана идея гармонии и передача влияния принимающей сфире (МАЛХУТ).
В сфире ТИФЕРЕТ с правой линией связаны сфирот ХЕСЕД ( с которой связана незнающая границ разливающаяся любовь и стремление к распространению ) и НЕЦАХ - победоностность, победа - одним из смыслов которой является победоное преодоление препятствий. Левая линия - это сфира ГВУРА ( с ней связано бесконечное стремление к ограничению и, как следствие, - сила ) и сфира ХОД, с которой связано терпение, ограничение себя. Гармония - ТИФЕРЕТ. Все эти краткие сведения понадобятся нам для упражнений.
Замечания. 1.Сфирот ХЕСЕД, ГВУРА, ТИФЕРЕТ, НЕЦАХ, ХОД и ЙЕСОД все вместе иногда называют ЗЕЙР АНПИН или «малым ликом».
2.Трудности, с которыми мы сталкиваемся, связаны с понятиями левой стороны и сфирой ГВУРА.
Описание упражнений.
1. Упражнение с цветом.
Вызвать в себе чувство, связанное с какой-либо из сфирот, помня, что оно связано со сфирой и Именами Всевышнего, за которыми «скрывается» Он сам.
Поскольку с каждой из сфирот связан какой -либо цвет, то как только мы видим или представляем какой-то цвет или свет определенного цвета, то мы можем подумать ( сконцентрироваться ) на том, что данный цвет происходит ( имеет корнем ) такую-то сфиру. Например, увидев или представив чистый желтый цвет, мы можем подумать о сфире ТИФЕРЕТ. Белый - о ХЕСЕД и т.д. И обо всем, что связано с этими сфирот. И о том, что сфирот - проявления Всевышнего, через которые Он воздействует на творение, управляет мирами и т. д. Если же мы видим нечистый, загрязненный цвет или свет, то мы можем мысленно отделить чистый цвет от загрязнения и проделать то, что описано выше.
Также, если мы видим или представляем цвет, являющийся комбинацией нескольких цветов, то для каждого или некоторых из этих составляющих цветов мы можем проделать вышеописанное представление и концентрацию. Причем описанный способ может быть применен и в случае проявления качеств одной из сфирот в другой (т.е. сфиры в сфире ). Так, например, увидев светлоголубое небо, мы можем понять, что данный цвет является голубым, в котором растворено немного белого. Голубой цвет имеет своим корнем сфиру МАЛХУТ, а белый - сфиру ХЕСЕД. Таким образом, светло голубой цвет неба имеет корнем сфиру ХЕСЕД, проявляющуюся в сфире МАЛХУТ ( ХЕСЕД в МАЛХУТ ).
МАЛХУТ связана с Всевышним, выступающим в качестве царя, управителя всего и связана с именемa??e . А ХЕСЕД - Его доброта, связанная с именем a?.
Таким образом, это управление, господство Всевышнего над нами путем доброты (МАЛХУТ с помощью ХЕСЕД или ХЕСЕД в МАЛХУТ ). Но управляет Он сам, сфирот - лишь то, как он, точнее- Его воздействие, воспринимается в высоких корнях мироздания. Таким образом, через цепочку размышлений о сфирот мы выходим на размышление о Нем самом, точнее к Его восприятию нами, к Его Именам. Причем сначала это могут быть, в основном, интеллектуальные построения. Однако через некоторое время они будут приобретать все более и более реализационное, в том числе и чувствующе - перцепторное содержание. Выполняя это упражнение, имейте в виду также и Его имена. Однако можно проделывать лишь часть изложенного, например, не касаясь имен. Прелесть данного типа упражнений состоит в том, что мир вне нас и внутри нас наполнен цветом. Наш мир - цветной. И даже темноту, т.е. отсутствие света можно рассматривать как связанный с ХОХМА черный цвет - то есть цвет, получающийся при смешении всех цветов. Или ещё темноту можно рассматривать как свет, который невидим. А это ведет к сфире КЕТЕР.
Таким образом, потренировавшись, можно в идеале ощущать себя все время окруженным и погруженным в восприятия Божественных воздействий, быть в контакте с Ним.Только надо твердо помнить, что Он бесконечно, несравненно выше всякого образа, наших восприятий и своих воздействий ( сфирот ), а также Имен; бесконечно выше всяких представлений о Нем, в том числе и тех, которые мы имеем сейчас и будем иметь в будущем.
2.Упражнения с «огороженным» и свободным пространством.
Упражнение 2.
Это упражнение с пространством. Причем, это может быть как внешнее (физическое ), так и внутреннее ( психологическое, ментальное ) пространство. Суть упражнения очень проста. Все, что мы видим или каким-то образом воспринимаем в окружающем нас реальном или внутреннем мире, либо имеет пространственные ограничения, либо нет; или является комбинацией первых двух: безграничного пространства и ограничения. Например, вокруг нас само пространство - космос - безгранично ( а раз так, то оно связано с самой идеей неограниченности, бесконечного расширения, правой линией сфирот, сфирой ХЕСЕД ). А точка, центр - с идеей ограничения пространства, значит - с левой линией сфирот, сфирой ГВУРА. Все, что существует в мире, связано с различными комбинациями этих двух крайних идей: бесконечности и ограниченности, то есть с проявлением средней линии, сфиры ТИФЕРЕТ. Так, например, в комнате в доме стены связаны с ГВУРА ( ограниченинием ), само бесконечное пространство, которое эти стены ограничивают - с ХЕСЕД, в результате их взаимодействия появляется пространство, но уже не неограниченное, а ограниченное - комната, огороженная стенами.
Пространство внутри комнаты - результирующее от ХЕСЕД + ГВУРА - получается связанным с ТИФЕРЕТ ( гармонией ). И так объемы всех предметов, и сама личность, и чувство «я» ( образ «я» ) и т. д. А каждая из сфирот и все вместе - это аспекты воздействия ( эманации ) Всевышнего. Рассуждая подобным образом и рассматривая окружающий нас мир, мы приучаемся думать о Б-ге и постепенно будем всё больше и больше ощущать Его присутствие. Фактически, мы «окружены, погружены» в Б-га.
Упражнение 3.
Это упражнение со сферой чувств. С ХЕСЕД связаны любовь, с ГВУРА - страх, с ТИФЕРЕТ - гармония во всех ее проявлениях, с НЕЦАХ - чувство победоносности, победы, с ХОД - ощущение, чувство терпения, с ЙЕСОД - ощущение жизненности, жизненной энергии, сексуальности. Упражнение заключается в том, что когда Вы испытываете эти чувства - думайте о сфирот, а через них - о Б-ге.
А что такое МАЛХУТ - это то ( или тот ), кто все получает, воспринимает. В частности, проявлением МАЛХУТ может быть осознающее себя «я» человека. Отсюда вытекает следующее упражнение.
Упражнение 4.
Всяким чувством, которое мы ощущаем как достойное того, чтобы им поделиться - поделитесь им с Б-гом, разделите его с Ним. Или ( и ) разделите его с людьми. Подчас это могут быть не только чувства, но и даже вполне осязаемые и реальные предметы - в этом, по крайней мере, один из аспектов щедрости, благотворительности, любви, а также жертвоприношений.
Упражнение 5.
Вызвать в себе или почувствовать естественным образом какое-либо чувство, связанное с правой линией сфирот. Например, чувство доброты или любви - и удерживать его в себе какое-то время. Помнить, что корнем этого чувства является сфира правой стороны. На каком-то плане сознания иметь в виду, что это связано с обрашением к Б-гу конкретным именем или с определенным аспектом Его активности для мироздания.
Упражнение 6.
То же самое, что и упражнение 5, но для сфиры левой стороны ( левой линии ). Примером «чувства» могут быть чувства страха, ощущение силы или границы.
Упражнение 7.
Сделайте упражнения 5 и 6 одновременно. Постарайтесь одновременно удерживать чувства ( или ощущения ), связанные с правой и левой линиями сфирот. Может получиться так, что ощущения, связанные этими двумя линиями будут появляться в Вашем сознании или чувствах попеременно. Это тоже допустимо. Всё остальное также, как в инструкции к упражнениям 5 и 6. Как один из результатов упражнения появится нечто третье - новое чувство ( ощущение ), связанное со средней линией сфирот ( понятием ТИФЕРЕТ и т.д. ). Можете сконцентрироваться также и на этом чувстве; имейте где-то в сознании в виду свойства и имена ( качества, воздействия ) Б-га, связанные со средней линией.
Как вариант упражнения или его результат, можете концентрироваться на чувствах или ощущениях, связанных с правой, левой и средней линией сфирот попеременно.
Упражнение 8.
Ассоциация частей тела с конкретными сфирот ( и именами Всевышнего ). Наше тело также имеет свое происхождение в высших корнях, в сфирот. И каждый из его органов и частей связаны определенным образом с каждой из сфирот. Примером описания такой связи может быть приведенный выше отрывок из «Тикуней Зоар».
Данное упражнение заключается в том, чтобы сконцентрировавшись на отдельных частях своего тела, думать о связанных с ними сфирот и ( или ) именах Б-га, связанных с ними ( можно думать и только о сфирот ). Во всем остальном - полная аналогия упражнениям 5,6,7. Разница в исполнении только в том, что источниками кончентрации ( начальными объектами ) является не чувство, а части тела. Пример. Правая рука - связана с ХЕСЕД, с любовью и т. д.; левая рука связана с силой, страхом, и т.д.Туловище - с ТИФЕРЕТ, красотой, великолепием, гармонией и т. д. Правая нога - с НЕЦАХ, победой.., левая - с ХОД, с терпением; половые органы - с ЙЕСОД, с жизненностью и т. д.
Упражнение 9.
Одновременно ощущать части своего «я», ассоциированные с разными сфирот. Например: тело - с МАЛХУТ, чувства в целом - с ТИФЕРЕТ, любовь - с ХЕСЕД, дыхание ( дыхательное тело ) - с ЙЕСОД, чувство ( может быть мышечное, от преодоления препятствия, победы - с НЕЦАХ, чувство терпения ( может быть и мышечное ) - с ХОД, ощущение понимания - с БИНА, созерцательной глубокой медитации - с ХОХМА.
Примечание.
Все эти упражнения являются, в каком-то смысле, «входами» в другое состояние мироощущения и взгляда ( ощущения ) на себя, мир и Б-га.
Подводя краткий итог этой главе можно отметить, что через концепцию сфирот мы можем во всем многообразии мира прозреть, почувствовать воздействие Всевышнего на нас, и поняв, что за этим скрывается Он, Единый, устремиться к Нему самому.
Глава 4 Понятие о естественных процессах.
Понятие "естественные процессы" в действительности является лишь другим названием, синонимом слов "процессы и явления природы". Под этим подразумевается все процессы и явления, кроме тех, которые происходят под действием свободной воли человека. В более широком смысле в понятие "естественный процесс" включены также явления и процессы, происходящие в других реальностях (мирах). Таким образом, слово "природа" подразумевает не обязательно природу нашего материального мира, но и более духовных частей творения.
Зачем же понадобилось вводить новое понятие - "естественный процесс"? В основном, по двум причинам. Первая - это та, что слова "процессы и явления природы" являются для нас устойчивым штампом, привычным выражением и, в силу этой привычки, наше внимание склонно лишь скользнуть по ним, не проникая вглубь. Сутью же методов, использующих концепцию естественных, т.е. природных процессов является именно проникновение, взгляд во внутрь явления. Таким образом, наша привычка к штампам, ментальная инерция может послужить серьезным препятствием в реализации духовности, к духовным упражнениям.
Второй причиной является та, что часть предлагаемых далее упражнений использует процессы, происходящие в теле и психике человека, а к этой сфере, как правило, слова "процессы и явления природы" применяются нечасто. Поэтому уже около двадцати лет я использую слова "естественные процессы" и, честно говоря, привык к ним и нахожу удобными.
Суть идеологии метода использования естественных процессов очень проста. Она заключается в том, что, поскольку эти процессы подчинены Всевышнему, то это значит, что они каким - то образом постоянно связаны с Ним. (Механизмы этой связи сейчас не обсуждаются, да они и не очень важны сейчас с точки зрения практического применения метода.) Это значит, что все природные явления, которые мы воспринимаем, связывают нас с Ним, поскольку наше восприятие связано с нашим я. Таким образом, наблюдаемые нами явления связаны, с одной стороны, с нами, а с другой - с Б-гом. И если смотреть на естественные процессы (природу) под этим ракурсом, то мы будем стараться во всем, что нас окружает, с чем мы соприкасаемся, да и в нас самих видеть Его действия, Его руку, за котороыми стоит Он сам. Все это является частным случаем слов Торы "И познаешь ты сегодня и примешь в сердце своем, что Б-г - Он Всесильный и в небесных высях и в глубинах земли нет никого, кроме Него", (Тора, Дварим 4: 39) и "На всех путях твоих познавай Его" (Мишлей 3: 6).
По сути дела это связывает нас с Б-гом и ведет к познанию Его в аспекте Элоким (Всемогущего) и Мэлэх Олам (Царь Мироздания), а также указывает и ведет к Нему Самому, потому, что "Ашем - Он Элоким" (Б-г - он Всесильный) (Тора, Дварим 4: 35).
Рассуждая далеее, мы должны признать, что внутри всего, всех естественных процессов находится Имя (или Имена) Б-га. Это следует из того, что поскольку естественные процессы связаны с Б-гом, то Он "отражается" в них, воздействует на них. Это отражение и воздействие и есть Имя.
И, рассуждая аналогичным способом, отметим, что внутри воспринимаемых нами или связанных с нами естественных процессов должно, по той же причине, содержаться наше Имя. (Кстати, отсюда и из взаимосвязей и единства всех вещей мироздания следует, что наше Имя, нас знает все существующее. И это связано с Единством Б-га.)
Подводя итог главе о естественных процессах, выделим три основных положения, которые будут широко применяться в дальнейшем. Это:
- естественные процессы служат связью между нами и Б-гом;
- естественные процессы содержат Имя (Имена) Б-га;
- естественные процессы содержат наше Имя.
Примерами духовных упражнений с использованием концепции естественных процессов может быть наблюдение за любыми явлениями природы, процессами в организме человека и т.д., с пониманием того, что они связывают нас с Б-гом, содержат Его Имя (Имена) и содержат также наше Имя (имя наблюдателя).
Глава 5 Некоторые методы, основанные на работе с физическим телом.
Работа с физическим телом предполагает, как правило, сохранения осознания своего присутствия в теле, точнее, осознавания ощущений тела. Как уже отмечалось, многие методы, предложенные в данной работе, перекликаются между собой. В полной мере это относится и к данной главе.Так, в частности, работа с телом тесно перекликается с методами, основанными на естественных процессах,а также с методами, основанными на общении, где объектом или субъектом общения выступает само тело (или его части ) и возникающие в теле ощущения. Но построить эти связи с группами других методик дело уже самого читателя, т. к. число конкретных упражнений, аспектов и способов выполнения даже одного упражнения может быть очень большим и трудно описываемым. Поэтому здесь, в книге я привожу лишь несколько примеров базовых упражнений с физическим телом и несколько важных принципов.
Первое, что мы должны учитывать, это то, что тело и возникающие в нем ощущения есть то, что Б-г дал нам для известных Ему его чудесных целей. А это значит, что одним « концом» эти ощущения находятся в нас, соприкасаются с нашим « я», а, с другой стороны, не обсуждаемым здесь сейчас образом связаны с Ним. Иначе говоря - тело, телесные ощущения, - это тоже канал связи с Б-гом. А раз так, то это канал и « язык» для общения с Ним, где вместо слов выступают ощущения тела. И мы можем использовать его для нахождения контакта с Ним, благословенным. Другими словами, среди многих способов обращения к нам, Б-г говорит с нами и обращается к нам и на языке нашего тела и телесных ощущений. И мы, в принципе, осваивая этот язык, можем постараться сделать эту связь двусторонней. Причем, особая выгода и преимущество использования этого канала состоит в том, что пока мы живы - тело всегда с нами; таким образом, в принципе, эта связь может быть постоянной или почти таковой. Вторая же важнейшая выгода состоит в том, что тело из отвлекающего от духовности «противника» превращается в союзника и в мощное средство связи с Б-гом.
Следующим принципиальным моментом является то, что, поскольку телесные процессы и ощущения подчинены Ему ( Б-гу), то это означает, что они постоянно связаны и в контакте с Ним ( как именно - мы сейчас не рассматриваем ). Но это значит также, что на каком-то уровне каждое телесное ощущение воспроизводит Его Имя, то есть каждое ощущение, которое мы чувствуем, повторяет имя Б-га.
И (или) обращается к Нему. И (или) Он обращается к нам через него.
Это и создает основу для практических упражнений
Следующее важное замечание. Многие процессы в теле мы не осознаем ( например, процессы химического метаболизма, изменения во внутренних органах и т. д. ). Но это не значит, что они не протекают. По мере использования упражнений с телесными ощущениями степень нашего осознавания процессов в теле будет увеличиваться, и всё большее и большее число ощущений и процессов будет вовлечено в использование в качестве языка для общения со Всевышним.
И как ещё один результат, будет достигаться всё большее и большее одухотворение тела. А не есть ли всё это один из аспектов добывания « света из тьмы» и исправления мира? Фактически мы должны относится так к нашему телу всю жизнь, всегда, и, может быть, тогда изменятся и наши взаимоотношения с материей и наступит « новый мир»? Кстати, дыхание является одним из ощущений тела, но в силу важности выделено в этой книге в отдельную главу.
Примеры упражнений.
Упражнение 1.
.
Это упражнение с мышечным ощущением. Любое своё ощущение от работающих мышц ( например, при поднятии тяжести или ходьбе ) можно рассматривать как свою молитву Б-гу, где специфическим, применяемым вместо обычных слов, «словом» является чувство работающих мышц. Мы не знаем, по крайней мере сначала, о чём эта молитва, но с течением времени мы всё больше и больше будем чувствовать и понимать это. При этом будет также происходить всё большее и большее понимание нами самих себя и наша реализация как личности и как человека.
Упражнение 2.
Выполнение этого упражнения такое - же, как и предыдущего. Но относится к своему мышечному ощущению следует не как к молитве, а как к повторению имени Б-га, выраженного на языке мышечного чувства.
Замечание. В подавляющем большинстве случаев не стоит иметь в виду какое - либо конкретное Имя Б-га, так как Вы не знаете какое имя обращено к Вам в данный момент, а ошибка здесь может быть довольно ( чрезвычайно! ) опасной. Правильно только понимать, что «внутри» ощущения обязательно находится какое-то Имя Б-га, обращенное именно к Вам. Точно также ощущение должно содержать и Ваше настоящее ( истинное ) имя, с которым Б-г обращается к Вам.
Какое - это тоже может быть неизвестным.
Упражнение 3.
Ощущение рассматривается как обращение Б-га к Вам, выраженное не обычными словами, а таким специфическим языком. Это упражнение аналогично упражнению 1, только из обращающегося Вы превращаетесь во внемлющего ( смотри также замечание к упражнению 2 ).
Упражнение 4. .
Это упражнение является одновременно выполняемой комбинацией упражнений 1, 2 и 3, попарно или вместе.
Замечание. Вместо мышечного чувства могут, конечно, использоваться и другие телесные ощущения. Например, ощущение тепла. То же с эмоциями - например, с гневом.
Не делайте всех этих упражнений в нечистых местах - например, в туалете и местах с плохим запахом.
Глава 6 Группа упражнений с биением пульса.
«Кровь - есть душа»
Тора, Дварим 12:23
Ощущение пульса - ощущение давления крови.
Упражнения.
1. Начальным упражнением здесь следует служит просто слушание пульса. Так, Вы можете положить пальцы руки на то место, где пульс легко прощупывается ( например, на руке или на шее ) и начать слушать ( ощущать ) его. Череэ какой - то период практики Вы сможете ощущать пульс в теле и без руки.
1. Воспринимать пульс как нечто, например, энергию или ощущение, которое содержит Имя Б-га ( или много Его Имен ). Причем, что это за Имена, мы вполне можем не знать. И так для каждого удара пульса.
2. То же самое, что и предыдущее упражнение, только Имя ( или Имена )
содержатся не в одном, а во многих ударах пульса.
3. Воспринимать пульс как обращение к Б-гу, которое мы возносим не словами, а вместо слов у нас - удары пульса.
4. Воспринимать пульс как обращение Б-га к нам, где «словами» являются удары пульса.
5. Воспринимать пульс как нечто, что содержащее наше имя. ( Наше истинное имя - то, которое мы, возможно, не знаем ).
6. Представлять удар ( удары ) пульса как ихуд ( единение ) Б-жественного и своего (истинного ) имени ( буквы имени Всевышнего чередуются с буквами нашего имени ).
7. Энергия ( ощущение ) пульса идет в наше истинное «я» - то есть в самого субъекта, а не в его отражение в физической материи ( каковым является тело ) или его отражение в области чувств, мыслей и т. д. - то есть в то, что является нашим восприятием самого себя ( образом «я» ).
8. Всё тоже самое, что в предыдущем упражнении, но с точностью наоборот: энергия пульса идет ( направляется ) на (или « в» ) наш «образ я».
9. Эта группа упражнений представляет собой любые возможные комбинации и сочетания всех предыдущих.
10. Данная группа упражнений представляет из себя сочетание любых упражнений с пульсом с упражнениями других типов ( например, сочетание какого - нибудь упражнения с пульсом и упражнения с дыханием ).
Глава 7 Методы, основанные на дыхании.
«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в ноздри его
дыхание жизни, и стал человек существом живым».
Брейшит 2:7
.
« Каждое дыхание да славит Господа».
Из Тегилим, гл.150.
Дыхание представляет собой одну из наиболее удобных и подходящих систем тела для духовной практики. Это связано с рядом следующих факторов.
1. Дыхание является источником жизненной энергии, доставляя в организм воздух, необходимый для химических и физических процессов, протекающих в теле ( в первую очередь - кислород ).
2. Прекращение дыхания в большинстве случаев опасно для жизни, поэтому существует естественная склонность обращать на него внимание за счет инстинкта самосохранения.
3. Дыхание сравнительно легко поддается нашему контролю ( в первую очередь, его ритм ).
4. Дыхание - процесс постоянный, пока мы живы; поэтому мы можем использовать его в качестве «материала» для упражнений тогда, когда нам это удобно.
5. Дыхание тесно связано с эмоциями и протеканием мыслительных процессов, также как и с состоянием физического тела.
6. Как сообщает нам Тора, дыхание неким особым образом связывает нас с Б-гом и с нашей духовной природой, с душой ( см., например, Брейшит 2:7 ) .
Нет нужды много говорить о том, что дыхание является примером естественного процесса, происходящего в теле. Поэтому к нему приложимы все идеи, высказанные в главе, посвященной этим процессам.
Примеры упражнений.
Упражнение 1.
Предварительное упражнение. Научиться наблюдать за дыханием. Это можно делать различными способами: наблюдая за дыханием «внутренним» взором, ощущая или слушая его и т.д. Возможны и комбинации различных методов. Можно наблюдать за воздухом, движущемся в нас, а можно наблюдать и за дыхательными движениями самого тела - например, за движением живота или грудной клетки при дыхании.
Поза здесь решающего значения не имеет, но лучше, чтобы она была удобна для Вас.
Упражнение 2.
Начните наблюдать за дыханием. При этом, наблюдая, имейте в виду то, что каждое дыхание произносит Имя Б-га ( или Его различные Имена ) на своем «дыхательном» языке.
У этого упражнения существуют различные варианты. Обычно за одно дыхание принимают цикл, состоящий из вдоха, задержки дыхания, выдоха и новой задержки. Приведенное выше упражнение можно выполнять, ориентируясь или только на вдохи, или только на выдохи или на вдохи и выдохи с задержкой дыхания. Возможен также вариант, когда не одно полное дыхательное движение, состоящее из вдоха - задержки - выдоха - задержки, рассматривается как содержащее или произносящее Имя, а несколько или много дыхательных движений подряд. Похожим образом мы всю свою жизнь произносим одно длинное Имя Б-га от рождения до смерти. И наше дыхание обязательно должно содержать подобным же образом наше истинное имя ( истинное имя нашего «я» ). Это составляет содержание следующего упражнения.
Упражнение 3.
Наблюдать за дыханием, имея в виду, что оно произносит наше настоящее (истинное ) имя.
Упражнение 4.
Наблюдать за дыханием, имея в виду, что оно содержит комбинации нашего привычного и настоящего ( истинного ) имени, а также Имена Б-га.
Примечание.
Возможны разные комбинации этих имен, а также одним из вариантов упражнения является чередование букв нашего имени и букв Имени или букв различных Имен Всевышнего.
Упражнение 5.
Наблюдать за дыханием, имея в виду, что оно каким-то образом связывает нас с Б-гом. То, что эта связь существует следует уже из слов Торы: - «и образовал Б-г Всесильный человека из праха земного и вдунул в ноздри его дыхание жизни, и стал человек существом живым».( Брейшит 20:7 ).
Упражнение 6.
Наблюдайте за дыханием, как за самостоятельным, не зависящим от Вас процессом: как бы как за неким существом, произносящим или Имя ( Имена ) Б-га, или молящимся Ему, или прославляющим Его, или просто общающимся с Ним на своем языке. Вы лишь присутствуете при этом как некий третий. Обратите внимание, что Ваше дыхание ни на мгновение не прерывает свой контакт с Ним и всецело подчиняется Ему. Будьте свидетелем этого.
Упражнение 7.
Выполняйте упражнение 6. В какой-то момент упражнения 6, естественным образом для Вас - это должно быть естественно! - начните тоже обращаться к Нему - молча - без слов - есть трое - Вы - дыхание - и Он. Потом забудьте обо всем и общайтесь с Ним: только Вы и Он. Забудьте о дыхании. В какой-то момент можете забыть о себе.
Упражнение 8.
Выполняя упражнение 7, если это будет правильно и естественно для Вас - можете включить в свое общение с Ним все,что хотите: свое дыхание, тело, все, что видите, слышите вокруг себя, весь мир…
Упражнение 9.
Если Вы выполняли упражнение 8, то запомните, как это было. И потом сразу переключитесь на подобную молитву, - прославление, общение с Ним своим телом, внутренними ощущениями, зрением, слухом и т. д. Сообразите сами. Это упражнение можно выполнять и отдельными частями своего тела, восприятия или мироощущения.
Упражнение 10.
Наблюдая за дыханием, сосредоточьтесь на границе области, которая ощущается как граница дыхания - на границе своего «дыхательного я» ( на границе дыхательного тела ). Эта область - пограничная между «я» и «не я». То,что внутри её - Вы ощущаете как себя; то, что вне её - уже воспринимаете как «не я». Сосредоточьте внимание на этой тонкой пограничной области и проделывайте в ней упражнения 1-5 этой главы.
Примечание. Граница связана с понятиями ( сфирот ) ЙЕСОД и ТИФЕРЕТ. Вы - воспринимающий - это МАЛХУТ. На границе возможен зивуг ( соединение ) и поцелуй ( нэшика ) между «я» и «не я» ( «ты» ), между малхут и теферет.
Упражнение 11.
Проделайте упражнение 10 в вариантах 7, 8 или 9.
Упражнение 12.
Если в процессе практики у Вас появится ощущение, что дыхание как бы разлито по телу ( а оно может появиться через некоторое время после начала практики упражнений с дыханием ), то представте себе, что внутри тела, ощущения тела, которое у Вас есть в данный момент, есть участки ( как бы дырочки ) через которые легче осуществляется связь со Всевышним. ( Ведь здесь, как и везде есть связь с понятиями ХЕСЕД и ГВУРА, «небеса» и «земля» ).Дышите через эти «дырочки», связанные с ХЕСЕД и с «небесами» молитвой или обращением к Нему, с Именами или без обращения к Ним.
Упражнение 13.
Воспринимать дыхание как обращение Б-га к нам, выраженное на языке дыхания (или находящееся внутри дыхания ).
Упражнение 14.
Воспринимать дыхание как энергию, идущую в наше внутреннее «я», существующее внутри тела. Это внутреннее «я» может быть разных уровней. Это
может быть «образ я» - то есть наше «я - ощущение», наше внутреннее восприятие самого себя. А может представлять из себя чистого субъекта - истинное «я». В целом, в зависимости от уровня «я» - восприятия, данное упражнение разбивается на целую группу похожих по методике, но разных по смыслу упражнений.
Упражнение 15.
Для супругов. Во время поцелуя дышите друг в друга. Вдыхайте и выдыхайте. «Влюбленные пьют дыхание друг друга». Когда кончается воздух - вдыхайте его снаружи.
Примечание. Дыхание на любом этапе и в любых упражнениях может представляться как чистое Имя или духовная энергия, если это естественно и легко получается.
Многие из упражнений этой главы можно делать с озвученным дыханием. При этом возникающий звук и вибрацию можно рассматривать как естественные процессы, прозносящие Имя ( Имена ) Б-га, общающиеся с Ним, славящие Его, выражающие нашу молитву к нему и соединяющие нас с Ним. Это относится также и к речи, и к словам Торы.
Глава 8 Описание некоторых методов, основанных на работе
с чувством страха.
"Господа Бога твоего бойся, ему служи..."
( Тора, Дварим 10: 20 )
«Всё в руках неба, кроме страха перед ним». (Вавилонский Талмуд, Брахот 33 Б )
189. БЕРЕШИТ БАРА ЭЛОКИМ ( вначале создал Всесильный ) - это первая Заповедь, основа и глава всего. И называется-«страх Творца» или Решит ( начало ), как сказано: «Начало мудрости - страх Творца». Страх Творца - начало знания, потому что страх называется началом. И это врата, через которые приходят к вере. И на этой Заповеди стоит весь мир.
190.Страх бывает трёх видов, из которых два не имеют истинной основы, а один - имеет. Если человек в страхе, чтобы жили его дети и не умерли, или в страхе за свое здоровье или боится телесных страданий, или в страхе за материальное благополучие, то такой страх, даже если пребывает в нем постоянно, - не является основой, корнем, потому что только нежелательные последствия являются причиной страха. Это называется страхом перед наказанием в этом мире. А есть страх наказания в будущем мире, в аду. Эти два вида страха - страх перед наказанием в этом и в будущем мире, не являются истинной основой и корнем.
191. Истинный страх - это страх перед Творцом, потому что Он велик и всемогущ, потому что Он - Источник всего, и все остальное - как ничто перед Ним. И да приложит все свое внимание человек к постижению этого вида страха.
Из книги Зоар, т.1*
Цель данного метода и упражнений состоит: 1) в выполнении заповеди о страхе перед Б-гом;
2) в развитии и усилении чувства этого страха.
3) в постепенном достижении состояния, когда человек боится только Всевышнего.
Как следствие этого человек, боясь только Всевышнего, не боится больше никого и ничего; разрушаются патологические психологические комплексы, и мы, становясь свободными и бесстрашными, реализуемся достойным для человека образом. И тогда все больше и больше осуществляется чувство нашей связи с Творцом и постигаются взаимоотношения с Ним
Но все же, самое первое - это то, что выполняется заповедь - то есть желание Б-га - о нашем страхе перед Ним. Суть метода состоит в том, что всякий раз, когда мы испытываем чувство страха по какому - либо поводу необходимо, оставив ( то есть сохранив) само это чувство , отвлечься, забыть о его причине и представить, что этот страх мы испытываем по отношению к самому Б-гу.Получится, что мы боимся не каких - либо несчастии и неприятностей, а Его, как то и говорит Зоар в 191. И постепенно, привыкая делать это, мы все больше и больше приближаемся к тому, что называют Истинным страхом перед Творцом и все меньше и меньше будем бояться чего - бы то ни было, освобождаясь от всех других ( дурных ) видов страха. Иными словами, все больше и больше боясь Б-га, мы становимся все более и более бесстрашными.
Несколько важных замечаний.
1. Вышеописанный метод можно ( и я рекомендую ) делать как упражнение регулярно. Если нет основания для естественного возникновения эмоции страха, или человек не испытывает этого ощущения, то можно вызвать страх искусственно. Например, представить или подумать о чем либо, чего мы боимся; а затем, оставив в силе само чувство страха, «забыть» о вызвавшем его в данном случае «первоисточнике» и сосредоточиться на том, что это чувство Вы испытываете по отношению к самому Б-гу.
2. Важнейшее замечание.
И в случае естественно появившегося страха, и в случае искусственно вызванного страха очень важно использовать для данного типа упражнений лишь те причины и источники для страха, которые не чрезвычайно важны для Вас. В противном случае Вам будет трудно или совсем не удасться отвлечься от них, чтобы далее, оставив в силе само чувство, представить, что оно относится к самому Всевышнему. Более того, в этом случае Вы рискуете испытать реальный стресс и расстроить свою психику. Используйте лишь те причины страха, которые, на самом деле, не очень важны или даже почти безразличны для Вас. Так, я надеюсь, понятно, что не следует представлять, что что - то плохое случилось ( не дай Б-г ) с небезразличными нам людьми и т.п. Думайте лучше о штрафе, если Вы неправильно перейдете улицу. Обращаю Ваше внимание на это также в связи с тем, что наши мысли и чувства обладают определенной силой и могут влиять на мир способами и воздействиями, которые мы не всегда понимаем и можем предугадать.
3. Не перенапрягайтесь при выполнении упражнений. Их количество и качество,
интенсивность и искренность должны быть наилучшими для Вас. Наиболее
безопасным критерием, по видимому, является ощущение искреннего комфорта
при выполнении упражнений.
4. Чувство страха связано с именем Элоким и сфирой Гвура ( смотри главу и упражнения, посвященные сфирот).
. Пример выполнения упражнения
В качестве источника чувства страха ( легкого страха!!) возьмем опасение промокнуть под дождем. Для большинства людей это неприятно - и не более; то есть, причина страха в этом случае не чрезмерно важна для нас. А важно же то, чтобы появилась нужная эмоция и её сила не была чрезвычайно велика. Например, представим себе, что мы можем промокнуть. Можно вообразить начинающийся дождь, а мы без зонта; или это может быть реальная ситуация, и т. д., - почувствовав опасение промокнуть, забудем о дожде или о его представлении, сохранив ощущуние страха. При этом начинаем думать, что это чувство мы испытываем по отношению к Б-гу. Что страх, который мы ощущаем в данный момент, относится к Нему самому. «Я боюсь Б-га». Можно проговаривать это или делать данное упражнение молча, осознание «Я боюсьБ-га» может носить любой характер. Бывает полезно в какой - то момент перестать думать и просто остановиться на чувстве страха по отношению к Нему.
В подобных упражнениях может помочь и понимание того, что любые, материальные и нематериальные, причины всех наших опасений, какими бы они ни были, могут быть действительными только в том случае, если Б-г даст свое согласие на их реализацию. Иными словами, с нами ничего не может случиться против воли Б-га Таким образом, опять таки, если кого - нибудь или чего - нибудь и следует бояться, то только Его.
Естественно, что в принципе, чувство страха можно вызывать и без предварительных представлений ( зрительных, слуховых, осязательных и т. д. ). Важно, чтобы почувствов страх, мы относили его только к самому Б-гу, а не к материальной или воображаемой ( или какой - то иной ) причине.
192. Заплакал раби Шимон, причитая: «Ой, если раскрою, и ой, если не раскрою: если скажу, узнают грешники, как работать ради Творца, если не скажу - не дойдет это до моих товарищей. Потому что в том месте, где находится истинный страх, там же находится против него, соответственно, внизу, плохой страх, бьющий и обвиняющий, и это плеть, бьющая грешников ( наказывающая их за грехи. А потому боится раскрыть, ведь могут узнать грешники, как освободиться от наказания, а наказание - это их исправление! )
193. Но кто боится наказания побоями, не может снизойти на того истинный страх перед Творцом, но нисходит на него дурной страх, в виде страха наказания плетью.
194. И поэтому место, называемое страхом перед Творцом, называется началом знания. И поэтому включена здесь эта Заповедь. И это основа и источник всех остальных Заповедей Торы. И кто выполняет Заповедь страха перед Творцом, он выполняет этим все. А кто не выполняет Заповедь страха перед Творцом, не выполняет остальные Заповеди Торы, потому что эта Заповедь - основа всех остальных.
Из книги Зоар, т. 1*
*Перевод р.М.Лайтмана из " Книга Зоар" , Израиль 1995.
.
Глава 9 О любви к Б-гу
"И люби Господа,Б-га твоего,всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем-всем,что у тебя." Тора.Дварим 6:5
Говорят и пишут наши мудрецы,что любовь к Б-гу есть у каждого еврея,по крайней мере,в некоей потенциальной форме.
И что существуют разные виды этой любви. В частности,что существует так называемая "естественная,природная любовь"и любовь,являющаяся результатом размышлений о Б-ге,сознательной активности человеческого "Я" по отношению к Нему. Мой метод состоит в активизации и пробуждении потенциальной,сокрытой любви к Б-гу посредством концентрации на именах Б-га,содержащихся в естественных процессах. В самом деле,если любовь существует в сердце (и не только в сердце!) человека,то повторение имени Любимого,забытого нами из-за"сна" материальной жизни должно "пробудить" нас и заставить вспомнить Его. И тогда мы уже сознательно, всей душой устремимся к Б-гу.
Технически метод состоит в коцентрации,контемплации и медитации на том,что наши естественные процессы содержат (повторяют) имена Б-га,а также содержат в себе и осуществляют наше общение с Ним ( например, молятся или прославляют Его ).
В качестве естественных процессов,которые хорошо подходят для этой цели могут быть использованы дыхание и биение сердца(пульс) - они удобны, поскольку они постоянны и связаны с обеспечением жизнедеятельности. Вследствие этого они обеспечены большим количеством нашей жизненной энергии и легко привлекают и удерживают внимание. Кроме того,даже когда упражнение,специально нами выполняемое,заканчивается,"де факто"естественные процессы продолжают повторять имя Б-га и обращаться к Нему. Таким образом, "упражнение" продолжает действовать и выполняться на уровне бессознательного,что дает нам возможность более легко и естественно перейти к состоянию постоянной молитвы и всепоглощающей любви к Б-гу. А также" прилепленности" к Нему (двейкут),что и является одной из целей нашей жизни.
Примечания. 1.Упражнения,принципы которых приведены выше,помогают нам совершенствоваться в выполнении заповедей любви к Б-гу и людям.
2. Любовь и страх,связанные соответственно со сфирот ХЕСЕД и ГВУРА являются базовыми чувствами. Все другие чувства содержат их в той или иной степени. Отсюда вытекает возможность для большого количества упражнений с чувствами и сфирот.
" А теперь,Исраэль,чего Господь,Б-г твой,требует от тебя? Того только,чтобы бояться Господа,Б-га твоего,чтобы следовать всем путям Его и чтобы любить Его,и чтобы служить Господу,Б-гу твоему,всем сердцем твоим и всею душою твоею." Тора.Дварим
10:12
"Господа,Б-га твоего,бойся,Ему служи и к Нему прилепись." Тора. Дварим.10:20
"Каждое дыхание да славит Господа". Из Тегилим,гл.150.
Глава 10 Использование воздействия пения и музыки.Танец.
«Хорошо петь Б-гу нашему»
Из Тегилим 147:1. .
Я не знаю более лёгкого и прекрасного, и приятного одновременно способа ощутить близость Б-га к нам, как петь для Б-га, петь с Б-гом и иногда слушать, как слова и мелодия песни превращаются в Его обращение к нам. В этом суть метода. Всякий раз, когда Ваше сердце переполняется чувством прекрасного или любви или благодарности и восхищения - поделитесь этим чувством с Б-гом. Испытайте эти чувства для него. Пойте Ему.Танцуйте с Ним и для Него, радуйтесь с Ним. И Ему.
Для того, чтобы ощутить это Вы можете петь или слушать музыку, которая трогает Вас, Ваше сердце: что бы хорошее не тронуло Ваше сердце - отдайте чувство Ему. Если при этом можно произносить благославение ( например, при виде прекрасного пейзажа ) - говорите с чувством, которое Вы имеете. Давайте и делитесь с Б-гом не только словами, но и чувством. И ещё, любое прекрасное, хорошее, что коснется Вас, означает Его раскрытие для Вас ( меньшее сокрытие ). Б-г стал ближе.
В принципе, если говорить о музыке, пении и танце, то можно использовать всё, что трогает ваше сердце. Но следует остерегаться использовать запрещенные темы и слова ( например, связанные с идолопоклонством и грубыми выражениями ).
Примечания.
1.Можно петь, слушать музыку и даже танцевать! - внутри себя, молча.
2.Танец и упражнения с танцем являются одновременным исполнением изложенного в данной главе и в главе « Некоторые методы, основанные на работе с физическим телом».
3.Следует учитывать все, изложенное в замечаниях к главе 5.
Глава 11 Вступление, помещенное в середину.
Начало этой книги было,по-видимому, положено в один из дней 1962 или 1963 года,не помню точно. Я был тогда маленький,думаю,что мне было что-то около трёх лет. Был довольно буйным ребенком и родители (а иногда и дедушка с бабушкой) ,чтобы "утихомирить" меня грозились,что запрут меня в туалет. (Тут надо сказть,что наказывали меня крайне редко,в основном,пугали. И сейчас,вспоминая,я удивляюсь терпению и мягкости своих родителей.)
Так вот,во время одного из визитов в дом моих дедушки с бабушкой (как сейчас помню,это был дом на углу Баскова переулка и улицы Восстания в Петербурге,тогда Ленинграде, шестой этаж ужасной лестницы без лифта. Вход - сразу в кухню,здесь же и вход в этот памятный для меня туалет!). В этот туалет меня все-таки и посадили. Свет,правда,не погасили.Пожалели. И вот тут со мной вдруг случилось нечто. Я,оглядевшись по сторонам,посмотрев на эти стены,окрашенные масляной краской,понял,ясно почувствовал,что я - это не то,что считают мной. Что я - это не тот, к кому все они,в первую очередь, мои близкие, обращаются, что я - нечто другое. Что тело - к которому все обращаются как ко мне,к моему Я - не Я,точнее,это что-то,связанное со мною,не сам я. И страх сразу прекратился. И прекрасное,неописуемое чувство "Я есть",свобода,радость,легкость и что-то еще,что трудно выразить словами пришло ко мне. И покой, особый покой. Я почувствовал свое действительное"Я",на какое-то,как мне показалось,мгновение. Но этого мгновения,отблеска этого ощущения оказалось достаточно,чтобы изменить и повлиять на всю мою жизнь. Отныне я всегда - специально,осознанно или нет - стремился (и стремлюсь!)повторить, воссоздать этот эксперимент. И, как сейчас помню - вопрос, который появился,застучал тогда в моей голове "Почему Я ?" - то есть, почему все считают,что "Я" - это я, почему за меня принимают того,кем я на самом деле не являюсь?
Прошло время. Теперь,как я давно уже понимаю,став взрослым и интересуясь духовными вопросами - со мной тогда произошла спонтанная медитация,медитативность,которая повлияла на мою жизнь и изменила ее. Все мои системы ценностей имеют как главный эталон то истинное,действительное "Я", к которому я прикоснулся и отблеск которого уловил.
Говоря "нормальным" языком - тогда, в туалете, я испытал осознание того,что я - душа. И этот опыт я старался воссоздать,повторить все детство и всю мою взрослую жизнь. Потом, благодаря Б-гу, были и другие открытия, которых, по - моему, я совсем не заслужил. Но то - в детстве - было впервые - первый толчок! Кстати, родители очень быстро выпустили меня из туалета. (Слишком, чересчур быстро, наверное показалось мне.) Разворачивая возможный примерный ход моих детских мыслей тогда и пытаясь сегодня дать объяснение случившемуся, мне кажется, что мои мысли шли примерно так: "Они (родители) хотели меня испугать, но я не испугался - значит тот, кого они хотели испугать, тот кого они считали мной - не "Я". Но кто я? Почему они мной считают не меня? Почему я?... Тот, кого они хотели испугать - не я. Но они считали этого "не меня" - мной, обращались "ко мне" - к тому, за кого они меня принимали. Но этот, за кого они меня принимали - был тот, кого они видели, то есть тело. Я же, настоящий - другое. Я не испугался. Это - то, что они считают мной, не "я". Что Я? Почему "Я" - вопрос в том смысле, почему мной считают "Я" - почему "Я"? И тут произошел взрыв - как вспышка - я на мгновение почувствовал Другого СЕБЯ. Настоящего. И потрясающее неописуемые чувства и радость. И покой. И что - то еще...
С точки зрения эмоций, объяснение выглядит наверное так: я был встревожен, напряжен в ожидании чего - то плохого - меня хотели наказать тем, про что говорили давно, много раз как про что - то очень серьезное и страшное . Очутившись в туалете -вдруг там оказалось нестрашно и неопасно - первая вспышка радости от безопасности,освобождения от опасности - психическая энергия напряжения ожидания,эмоция - уже положительно "ударила" в подпитку мыслей,приведенных выше. И как результат - прорыв.
Если бы я был взрослым,такого, наверное бы не произошло. Вера ребенка - вера родителям и взрослым -она стимулировала эту энергию через высокий уровень ожидания НЕЧТО.
В общем - похоже,получается классическая схема вхождения в медитативное состояние,где объектом сосредоточения (медитации) служит вопрос о природе "Я", а сила сосредоточения и энергия берутся из детских веры , психического напряжения и эмоций.
Почему я так подробно описал все это? Во-первых,я хочу поделиться с читателем одним из величайших (для меня) событий в моей жизни. Во-вторых, показать,что Истина и духовное существование гораздо ближе к нам, чем мы часто привыкли это полагать, будучи погруженными в повседневность. В-третьих, может быть у кого-то случалось что-то подобное и этому человеку будет радостно узнать "собрата". И,наконец,я думаю,что попытки понять то,что с нами случается осмыслить и вербализовать это,рассказать - могут помочь продвинуться в нашем понимании истины.
Из моего детского стремления возвратить,пережить вновь то состояние "самого себя", многочисленных попыток - наверное и вырос интерес к медитации и духовным методам.
В дальнейшем,вступив на путь поиска Б-га,поиска контакта с Ним, я также искал и разрабатывал систему методов,которые позволили бы в идеале ни на минуту не забывать о существовании Всевышнего и нашей духовной природе. Это мне представляется важным уже хотя бы потому,что большинство людейне может постоянно концентрироваться на объектах духовного существования. Поэтому я старался разработать или найти упражнения,которые,позволяя нам переключаться с одного вида деятельности на другой, постоянно напоминали нам о Б-ге и держали нас в контакте с нашей духовной природой.
Глава 12 Некоторые методы, основанные на работе с мыслью.
А. Группа методов, основанных на обычных представлениях и мышлении.
1. Приучите себя обдумывать вопросы, связанные с Торой и поисками истины, в больших или малых её проявлениях.
2. Группа методов, связанных с представлениями ( воображением ).
Представляйте себе события, связанные с духовными источниками и духовной практикой. Например, вспоминайте события, связанные с исходом из Египта или стоянием у горы Синай во время откровения. Изучите источники и представляйте всё это в деталях.
3. Группа методов, связанных с концентрацией на правильных утверждениях и идеях.
Обдумывайте или сосредотачивайтесь на какой-либо идее из Торы или идее, которая представляется Вам истинной. Делайте это регулярно. Полюбите этот процесс. Например, очень хорошо концентрироваться на мысли: « я создан Б-гом». Или на том, что « каждый человек должен сказать себе: «мир создан для меня»» и т. п. Особенно хорошо подходят для этого моменты, когда Вы естественным образом находитесь в «предмедитационном» состоянии - например, в утреннее время или сразу после пробуждения.
В качестве другого примера упражнения приведем упражнение для супругов. Оно заключается в том, чтобы думать о любви и взаимном предназначении первых людей - людей, созданных Б-гом, Адама и Хавы. Думайте об их отношениях друг с другом, о присутствии Б-га и о том, что Он хочет от этих отношений. Думайте в связи с этим о своих отношениях с супругом ( супругой ), в том числе и в моменты близости.
Б. Группа методов, связанная с отстранением от мыслительного процесса.
Представляется удивительным тот факт, что современное общество и образование практически полностью игнорируют то, что наш внутренний мир, данный нам Б-гом для известных Ему целей - являясь частью нас - также должен быть, насколько это возможно, конролируем, управляем и улучшаем нами. Подобно тому, как человек учится в детстве управлять своим телом, изначально не умея делать это, учится ходить, двигать руками и пальцами, координировать свои действия и т.д. - подобно этому мы должны учиться управлять своими мыслями, координировать чувства, осуществлять их связь между собой и телом, находить и осознавать своё я. Несомненно, что без этого наше восприятие реальности ущербно и неполно, подобно тому, как ограничен и сужен мир человека, не умеющего ходить.
Данные методы призваны частично восполнить этот недостаток, и посвящены они, в основном, работе с мыслительным процессом. Первое, что надо усвоить, это то, что мысль - явление непростое, она имеет свою структуру. В самом деле, что такое мысль? Одна и та же мысль может быть выражена совершенно по-разному: зрительным образом или слуховым образом ( например, звуком, словом ); она может быть высказана или не высказана вслух. Точно также внутри нас мысль может проговариваться или не проговариваться ( внутренняя речь ). Мысль может быть выражена образами, символами, иероглифами разного рода. Я хочу ещё раз здесь обратить внимание читателя на то, что одно и тоже содержание мысли может быть «вложено» в разные способы её выражения. Говоря другими словами, есть смысловое содержание мысли, которое, собственно, и представляет её суть; и есть способ её выражения, который может быть разным. И в случае, если нас интересует именно сам смысл, содержание мысли, то нет необходимости обращать свое внимание на способ её выражения. Можно приучить себя к мышлению такого рода - чисто смысловому, не обращая внимания на мыслеобразы любого рода, и тогда наше мышление функционирует в более быстром и эффективном режиме. Кроме того, реальными становятся такие не совсем обычные вещи, как интуиция, предчувствие, телепатия и некое «проникновение в глубь вещей». Отмечу, что если посмотреть на вышеизложенное под несколько другим углом, то все, в том числе и наша реальность, являются лишь образами, скрывающими некий смысл.Таким образом, субъект, осуществляющий описанное выше мышление на уровне смысла, сам приобретает качества независимости от формы и образов, выражающих и скрывающих этот смысл, - то есть он освобождается от ограничений мысленной и ряда других видов форм, и становится более свободным. Не удивительно поэтому, что результатами данного типа упражнений могут являться независимость от мысли, управление интуицией, способность к прозрениям, предвидение и телепатия. А также способность к медитативным состояниям и «я» - самоосознанию на других, новых уровнях. С другой стороны, эти упражнения следует выполнять крайне осторожно, поскольку в противном случае может быть нанесен серьезный ущерб психике.
Прежде чем приступить к методам духовной практики, связанной с наблюдениями за мыслями нужно отчетливо понять, что любой духовный или материальный объект и мысль об этом объекте есть две совершенно разные вещи, два разных объекта. И наблюдение будет осуществляться именно за мыслями, а не за чем либо иным. Самое трудное в наблюдении за мыслями - понять, за чем ты наблюдаешь и постараться не отвлекаться.
Примечания.1. Между объектом и мыслью о нем существует некая связь, так как они имеют общий корень. 2. В каббалистической терминологии смысл, значение мысли есть свет - ор, а способ её выражения, образ - сосуд, кли.
Упражнения.
Все, приведенные ниже упражнения, должны выполнятся не в отрицательном эмоциональном состоянии.
При появлении даже легкого чувства психического напряжения упражнение нужно прекратить и переключиться на какой-либо другой вид деятельности, желательно не связанный с мышлением и напряжением внимания.
Крайне рекомендуется при этом переключаться на что-либо абсолютно другое, приятное для Вас например, физическую активность или послушать любимую музыку.
Упражнение 1.
Наблюдение за мыслями, выраженными картинами ( картинами мыслеобразов ).
Начните наблюдать за картинами мыслей, которые появляются перед Вашим мысленным взором. Для начала, для настройки можете специально вызвать какой-либо мыслеобраз. Вы как наблюдатель должны наблюдать это со стороны, как бы находясь в кинотеатре. Позвольте мыслям приходить и уходить.Постарайтесь удерживать позицию наблюдателя, не входя во внутрь картины или действия и не становясь их участником.
Упражнение 2.
То же, что и упражнение 1, но позвольте себе входить в картину или действие и становиться их участником. Затем, когда захотите, выходите опять из действия, становитесь наблюдателем. Так можно делать несколько раз ( но не перенапрягаясь, в удовольствие ).
Упражнение 3.
Также, как и в упражнении 2, но находясь «внутри» и участвуя в действии постарайтесь помнить, что Вы «вошли» сюда «извне» - из позиции наблюдателя. Помните о наблюдателе.
Упражнение 4.
То же, что и в упражнении 3, но попробуйте быть одновременно и в действии и наблюдателем.
Упражнение 5.
Это упражнение по наблюдению за мыслями, выраженными словами ( вербальным мышлением ). Позвольте мыслям приходить и уходить. Наблюдайте за ними, не вмешиваясьв их течение. Это подобно тому, как наблюдатель, прячущийся в кустах, наблюдает проходящих мимо него людей, животных и т.д.
Упражнение 6.
То же, что и упражнения 1 и 5, но обращайте внимание на промежутки ( пустоты ) между мыслями.
Упражнение 7.
По исполнению это полный аналог упражнений 1 и 5, но в качестве объекта наблюдения берутся мысли, выраженне иероглифами и символами.
Упражнение 8.
Аналог упражнению 6 на объектах наблюдения упражнения 7, то есть наблюдение за промежутками в символическом и иероглифическом мышлении.
Упражнение 9.
Разделение мыслей и физической реальности. Попеременно наблюдая за мыслями и физической реальностью, отдавать себе совершенный отчет за какой реальностью , мысленной или физической, Вы наблюдаете в данный момент. Можно проговаривать это вслух.
Замечание. При выполнении упражнений 1 - 9 важно до начала упражнений выбрать тип наблюдаемых объектов - мыслей.
Упражнение 10.
Аналогично упражнению 9, но различие между эмоциями и мыслями.
Упражнение 11.
Подобно упражнению 10, но различие между эмоциями и физической реальностью.
Упражнение 12.
Удерживайте в себе противоположные мысли ( например, противоположные мнения) о чем-либо. Сначала по очереди, потом одновременно. Пары противоположностей связаны с понятиями ХЕСЕД и ГВУРА ( с правой и левой линией сфирот), нечто, что не является противоположностью - связано с понятием ЭМЭТ (истина ), средней линией и сфирой ТИФЕРЕТ. Кстати, в этом упражнений, как минимум, Вы всегда являетесь третьим.
Упражнение 13.
Наблюдение за смысловым содержанием ( смыслом ) объектов мысли и переход к смысловому мышлению ( мышлению без всякого образа ).
Выполнение: самый простый ( начальный ) вариант - когда приходит мысль, задать себе вопрос - о чём это, о чём эта мысль? Следующий вариант упражнения, который можно выполнять, когда освоен предыдущий, - это удерживать свое внимание и наблюдать только за смысловым содержанием мыслей ( т.е. за внутренним смыслом, содержанием любого образа - зрительного, слухового, вербального и т.д. ).
Упражнение 14.
Я - осознание в сфере мыслей. Наблюдая за мыслями, обратить внимание на то, что они - это объекты, а Вы - тот, кто наблюдает за ними - субъект. Живой. Я есть.
Упражнение 15.
Обратиться к «я».
Упражнение 16.
Быть с «я» как с другим ( другом, возлюбленным, соратником ).
Упражнения 17.
Обратиться к «я» с просьбой о энергии или поддержке
Упражнение 18.
В любой из моментов любого упражнения прекратить наблюдать за чем-либо и полностью прекратить осуществлять какой-либо контроль. Полное психическое, волевое и т.д. расслабление.
Упражнение 19.
Пространство и время ( вне и внутри нас ) также могут рассматриваться как мысль и объект для описанных типов упражнений. А также все, что это пространство в себе содержит ( включая звуки ).
Упражнение 20.
Повторить упражнение 2, но в качестве материала для вхождения «во внутрь» взять текст из Торы или что-либо подобное. Вы можете быть, ощущать себя каким-либо персонажем из Танаха или несколькими персонажами одновременно, или попеременно; а также можете быть свидетелем описываемых в Танахе событий.
Упражнение 21.
Данное упражнение является повторением упражнения 21 по методике упражнения 3.
Упражнение 22.
Данное упражнение является повторением упражнения 22 по методике упражнения 4.
Упражнение 23.
Это упражнение описывает метод приближения к Всевышнему и молитвы с использованием предыдущих техник и Танаха. Те места Танаха, где описывается раскрытие Всевышнего, например, в разговорах с праведниками, такими как Авраам, Ицхак, Яков и другими - являются моментами раскрытия не только в тексте, но и в нашей психике, в пространстве нашего воображения. Проделав упражнения, описываемые техникой упражнений 2,3,4 или 21,22,23 мы можем, став как бы участниками событий Танаха, почувствовать близость Всевышнего и обратиться к Нему с молитвой. Можно делать это, оставаясь в пространстве - мире танахических событий или «выйти» в восприятие нашей реальности. Делайте, как Вам удобнее. Важно только, чтобы ощущение контакта с Б-гом сохранялось. В этом упражнении Вы обращаетесь к Нему уже от своего «я», от своей личности, хотя возможно делать это через личность праведника, например Авраама или Яакова.
Примечания.
1.Подобным образом можно «общаться» и с праведниками.
2.Каждое раскрытие Всевышнего имеет свои особенности и связано с различными аспектами Его действий, с различными Его Именами. Поэтому разным эпизодам, описываемым в Танахе, будет соответствовать и разный характер Вашей молитвы и просьбы. Например, если Вы ищите доброты Всевышнего, используйте эпизод, где Он раскрывается как добрый; если ищите Его силы - возьмите эпизод, где Он раскрывается как добрый и могучий и т. д. Если использовать другой язык, то это связано с различными сфирот. Кстати, праотцы Авраам, Ицхак и Яаков, а также Моше, Аарон, Йосеф и Давид являются как бы «представителями» сфирот ЗЕИР АНПИН ( малого лика, тиферет ) и МАЛХУТ.
Упражнение 24.
Позитивное исправление мышления.
Наблюдая за мыслями, понимать, думать, что каждая мысль происходит из Б-га и любит Его и обращена к Нему необсуждаемым здесь неведомым нам пока образом. И она, мысль, содержит внутри себя Имя Б-га, также как, и весь мир, все знаки, образы, звуки, пространство, время …И все обращено к Нему.
Глава 13 Об осознании себя.
1 Первый нормальный, настоящий диалог в Торе между Б-гом и человеком начинается с вопроса Б-га, обращенного к Адаму: «Айека?» - где ты? Этот вопрос, по сути дела, разбивается и содержит в себе, как минимум, два вопроса - «где твое Я?» - и «что ты [есть]», или «кто ты?» - то есть, «что есть твое я?» - и где это «Я» находится?. Где наше истинное «Я»?
Ясно, что задаваемый Б-гом, Творцом, вопрос требует рефлексии, обращения его к самому себе, и только потом - ответа. Если ответ, вообще, понадобится. Характерно, что Б-г-то знает ответ на вопрос и, врядли, нуждается в ответе. То есть, этот вопрос, в первую очередь, задается ради рефлексии - ради поиска своего «Я» и отдавания себе отчета, где оно. «Куда «Я» скрылся? Среди каких «деревьев» я нахожусь? Почему? Ради чего? Я прячусь от Б-га. Я прячусь от Б-га?!? Кто Я?
От того, кто меня любит и сотворил?
Как мне выйти отсюда, из этого леса?»
Так, или что-то вроде этого должно происходить в душе человека. Кстати, чтобы выйти, возможно, нужно будет вспомнить, понять - как и почему ты туда зашел, каким путем.
Итак, мы видим, что поиск своего «я», самоосознание, стоит, можно сказать, на первом месте в Торе. Первая проблема, первая, действительно проблемная ситуация, связанная с осуществлением человеком своей свободы выбора, реализацией своей сущностной человеческой природы, и первый вопрос, первая задача, которую Б-г, Тора ставит перед человеком, отделяющимся от Б-га, - «Где ты?», и «Кто ты?». Иначе говоря, мы должны искать себя - свое «Я», затерявшееся внутри физического и психологического мира. Как? - С одной стороны, Тора сама отвечает на этот вопрос, разворачивая последовательно свое повествование, которое и является ответом. Развитие человечества, описанное в Торе: нахождение и обретение Б-га, своей земли и счастья, как результат - служат гарантией его успешного разрешения. Путь - следование Торе и исполнение заповедей. С другой стороны, сам вопрос «Где ты?» и ряд заповедей, связанных, в частности, с повелением «знай», прямо или косвенно говорят о необходимости непосредственного самопознания. Ибо кто должен познавать, и кто должен исполнять заповеди? И, поистине, данный вопрос относится к категории вопроса всех вопросов. А ответ... Но моя задача намного скромнее. Я, в основном, хочу представить вниманию читателей несколько методов, которые посвящены исследованию в данном направлении.
II
Важнейшим вопросом в изучении человеческого, да и не только человеческого «я» является вопрос о предмете исследования. Что мы изучаем? Что понимается под «я»? К сожалению, довольно часто, особенно в популярных изданиях этот вопрос игнорируется, а многоуровневый «объект» исследования подменяется лишь его психологическими или психофизиологическими аспектами. Кроме того, на изучение данной проблемы нередко накладываются и вопросы идеологии, что, как правило, не способствует настоящему поиску истины. Итак, что же такое «я», и как его «изучать»? Принципиальным отличием изучения «я» является то, что в том, что считают «я», есть не только объекты, но и субъект. Причем именно наличие субъекта, субъективности как таковой отличает исследование природы «я» от всего остального. Поясню свою мысль следующим образом. Допустим, некто хочет изучить себя. С этой целью он начинает наблюдать за собой. Довольно скоро обнаружится, что есть явления, процессы, за которыми можно наблюдать подобно тому, как осуществляется наблюдение за внешними объектами. Это - тело, чувства, эмоции, мысли, самоощущения энергичности, ощущение восприятия себя самого (свой «образ я») и т. д. Вместе с тем, есть тот, кто осуществляет наблюдение - воспринимающий субъект - тот, кто находится внутри всех восприятий. Он не является объектом в привычном смысле этого слова, и изучать его обычными методами не представляется возможным. В то же время именно он, этот субъект и является нашим настоящим, истинным «я». Так как можно лишиться любого объекта, физического или психологического: например, потерять (не дай Б-г) часть тела, или перестать ощущать какую-либо эмоцию, воспринимать мысль и т. д. Но тот, кто это воспринимает, при этом остается. Поэтому это и есть наше «истинное я». Как можно ощутить субъективность? Как можно ощутить СЕБЯ? - Ведь мы привыкли воспринимать и ощущать ОБЪЕКТЫ. Как перейти от ощущения объектов к «ощущению» субъекта? - Возможно, перестав или, по крайней мере, уменьшив долю ощущений, вызываемых миром объектов. Это всегда, во все времена называлось отречением и достигалось с помощью специальных упражнений или милостью Всевышнего. Упражнения носили разнообразный характер, сами требовали той или иной степени отречения или непривязанности, но все они вели к изменению субъект-объектной системы мироощущения. Кстати, себя трудно увидеть, воспринять как объект, но собой можно стать - так как мы собою являемся.
Далее, и это ключ ко многим упражнениям, в том числе и к тем, которые приведены в этой книге. В связи с поднятой выше проблематикой отмечу еще несколько интересных вопросов. Первый - о взаимоотношении и связи субъекта и мира объектов, в том числе, это касается психики и физиологии. Второй - вопрос общения: к какому «я» обращаются люди, когда общаются друг с другом, животные; к какому «я» обращена музыка, книги и т. д.? К какому «я» обращена Тора? Ведь Тора дана человеку, и Всевышний знал, кому давал, к какой части человека обращена какая часть Торы. И в разных местах Торы человек обозначается по-разному: Адам, Энош, Иш и т. д., - много интересных вопросов. Но мы их рассматривать не будем, а я хочу лишь предложить ниже ряд упражнений. Перед этим отмечу, что субъект сам по себе трансцендентен к миру объектов, и что понятие «субъективности», трансцендентности и духовности поэтому крайне близки, если не сказать более. И я полагаю, что словом «душа», в ее узком смысле, с давних времен обозначали именно субъективность в человеке.
Игнорирование же субъекта в себе и в других ведет к бездушности, манипулятивному, потребительскому отношению; ведет к эгоизму - индивидуальному и коллективному. В четверке творения: неживая природа, растения, животные и человек - это означает низведение последних трех к какой-либо из предыдущих стадий.
Упражнение 1.
Задавать себе вопрос «Кто я?» Можно делать это в медитации и в «обычной» жизни. Старайтесь не только повторять, но и вдумываться в этот вопрос. В его смысл, в смысл его слов.
Упражнение 2.
То же самое, что и в упражнении 1, но другой вопрос - «Где я?».
Упражнение 3.
Упражнение по различению себя «среди деревьев». Что бы ни попало в сферу вашего внимания: внешние объекты, тело, чувства, мысли, ощущения восприятия пространства, времени и т. д. - говорите себе (думайте) - «не это» или «не то». Это относится и к вашему восприятию самого себя. Данное упражнение является древним, описанным и в нееврейских источниках, например, в Веданте.
Упражнение 4.
Начните наблюдать за мыслями, как они приходят и уходят. Не входите внутрь мыслительного процесса. Наблюдайте со стороны. В какой-то момент отдайте себе отчет, что вы - тот, кто наблюдает. Как бы расслабьтесь внутри этого наблюдателя, и просто будьте. Просто существуйте.
Упражнение 5.
Начните наблюдать за движениями своего тела. Это могут быть любые движения, главное, не задумывайтесь над ними, пусть они будут происходить без вашего волевого регулирования. В какой-то момент отдайте себе отчет, что вы - это тот, кто наблюдает, воспринимает. Как бы расслабьтесь внутри этого наблюдателя, и просто будьте. Просто существуйте, не думая и не беспокоясь ни о чем.
Упражнение 6.
Аналогично предыдущему, но вместо наблюдения за телом, наблюдайте за природой или слушайте тишину.
Упражнение 7.
Хотя нам необходимо искать себя, найти себя - парадокс заключается в том, что мы всегда являемся собой и, поэтому, всегда находимся вместе с собой, со своим «Я», в обществе себя. А раз так, то, в принципе, достаточно лишь «расслабиться» определенным образом, описать который словами я не могу, - и почувствовать СЕБЯ, стать СОБОЙ. И это связано с гармоничным отречением от всего.
Упражнение 8.
Понимая, что я всегда нахожусь с собой, относиться к своему присутствию (ощущаемому или нет) как к присутствию очень близкого друга или соратника.
Упражнение 9.
Посмотреть себе в глаза в зеркале, понимая, что из глаз, из зрачков, на вас смотрите вы сами.
Упражнение 10.
Понимать, что все изложенное выше, относится не только к вам лично, но и к другим. И относиться к ним соответственно, т. е. хорошо.
Упражнение 11.
Упражнение для супругов. Смотреть в глаза супруга (супруги) так же, как это описано в упражнении с зеркалом (см. упражнение 6).
Замечания.
Все упражнения этого раздела требуют особой гармонии во внутреннем мире, меры и осторожности. Из «деревьев сада» надо выйти, а не разрушать его.
Найдя себя «в саду», не надо пренебрегать им, т. к. задача человека - «возделывать и охранять его» (Брейшит 2: 15). Иначе говоря, найдя свое истинное «Я», надо построить правильные отношения со своим внутренним и внешним миром.
Как может быть счастлив тот, кто не знает себя?..